Подшивка карнизов крыши: варианты и их особенности

Крыша дома своими руками

Одним из этапов возведения любой крыши, придающим ей законченный вид, является подшивка ее свесов или карнизов, которые обеспечивают защиту стен здания. Она может быть выполнена разными способами и при использовании различных строительных материалов, которые имеют свои плюсы и минусы. Поэтому, в данной статье мы рассмотрим какой может быть подшивка карнизов крыши: варианты и применяемые при этом материалы.

Содержание:

>Когда делать подшивку

>Варианты

>Строганая доска

>Деревянная вагонка

>Фанера, ОСБ

>Пластиковая вагонка

>Профнастил

>Софит

>Листовой металл

>Видео по теме

Когда следует делать подшивку свесов крыши

Доступны два варианта подшивки карнизов крыши: перед укладкой кровельного материала и после него.

Наилучшим и правильным вариантом является подшивка свесов крыши, выполненная перед монтажом кровельного материала, сразу же после возведения деревянного основания кровли (стропил, обрешетки) и укладки гидроизоляционного материала. Особенно это актуально в случае применения современных кровельных материалов. На этом этапе часто выполняется и крепление кронштейнов водосточной системы, а также устройство вентиляции кровли.

Раньше подшивкой свесов занимались уже после монтажа кровельного материала и это являлось завершающим этапом строительства крыши. Да и сейчас это встречается довольно часто, особенно если кровельным материалом являются асбоцементные волнистые листы или по-простому – шифер. Иногда данный способ применяется и при кровле другими, более современными материалами, такими как профнастил или металлочерепица, в случае, когда нет средств сделать одновременно и подшивку свесов и кровлю или по каким-то другим причинам. Иногда подшивку выполняют уже после наружного утепления фасада, после нанесения армирующего слоя, но перед выполнением финишной отделки.

Какой из способов выбрать каждый решает по своему собственному усмотрению, в зависимости от конструкции крыши, вида кровельного материала, обстоятельств и наличия средств.

Варианты подшивки карнизов крыши

На сегодняшний день существует довольно много вариантов подшивки карнизов (свесов) крыши, как по виду применяемого материала, так и способу его монтажа. Для подобной подшивки могут быть использованы такие материалы:

  • Строганая доска;
  • Деревянная вагонка;
  • Влагостойкая фанера или плиты OSB;
  • Пластиковая вагонка;
  • Профнастил;
  • Виниловый или алюминиевый софит;
  • Листовой металл.

Каждый из этих материалов отличается индивидуальными свойствами, которые определяют их преимущества и недостатки при использовании для подшивки свесов кровли. Чтобы выбрать самый подходящий вариант, рассмотрим их особенности более подробно.

Строганая доска

Для подшивки свесов подойдут сухие строганые доски, толщиной около 10-25 мм, обработанные антисептиком. При этом, доски могут быть уложены и закреплены, как вдоль поверхности стен, так и перпендикулярно к ним. Достаточно часто используется первый вариант. Крепление досок к обрешетке удобно выполнять саморезами при помощи шуруповерта. Работать лучше вдвоем. Для обеспечения вентиляции подкровельного пространства в подобной подшивке через каждые 1-1,5 м проделываются вентиляционные отверстия или щели.

 

Преимущества подшивки досками:

  • относительно невысокая стоимость, особенно в регионах богатых на древесину;
  • экологически чистый материал;
  • простота и скорость работ по подшивке свеса, что позволяет сделать ее своими руками.

Недостатки:

  • не слишком презентабельный вид;
  • доски имеют больший вес, чем другие стройматериалы и сильнее нагружают обрешетку к которой крепятся;
  • древесина, даже обработанная и покрашенная снаружи, может впитывать влагу;
  • доски с течением времени могут скручиваться и деформироваться;
  • древесину следует периодически обрабатывать и красить.

Подшивка свеса крыши деревянной вагонкой

Деревянная вагонка отличается от досок меньшей толщиной и наличием продольной выборки для соединения между собой. Для свеса следует применять вагонку сухую и обработанную антисептиком. Для обеспечения вентиляции подкровельного пространства в нее монтируются вентиляционные решетки через каждые 1,5 м. Крепиться вагонка может перпендикулярно или параллельно стене. Во втором случае вагонка крепится к обрешетке через каждый метр, а в первом случае элементы крепятся по краям, при широком свесе (более 0,5 м) еще и посредине. Крепление происходит при помощи саморезов или гвоздей.

 

Достоинства и недостатки деревянной вагонки практически те же, что и у строганой доски. Однако вагонка имеет меньшую толщину и вес. Кроме этого, она обладает лучшим внешним видом и хорошо сочетается практически с любыми видами кровли и фасадов. Однако она и дороже доски. Стоимость качественной деревянной вагонки составляет от 4 $ за 1м2.

Фанера или древесно-стружечные плиты

Еще одним возможным способом подшивки карниза кровли может быть влагостойкая фанера или древесно-стружечные плиты OSB. Из листов данной фанеры или древесно-стружечных плит вырезаются полосы соответствующих размеров и при помощи саморезов крепятся к подготовленной обрешетке.

Подшивка подобными материалами выполняется достаточно быстро и просто. Однако с другой стороны, влагостойкая фанера – не такой уж дешевый материал: среднерыночная цена – от 5 $, плиты OSB – от 3,5 $ . К тому же, и фанеру и OSB после подшивки придется покрасить.

 

Пластиковая вагонка

Это еще один довольно распространенный бюджетный вариант подшивки карниза кровли.

 

ПВХ-вагонка нарезается кусками по ширине свеса и крепится перпендикулярно к стене. Она имеет плохую жесткость, поэтому укладывать ее вдоль стены не рекомендуется. Кроме самой вагонки для подшивки свеса потребуются фасонные элементы — галтели: П-образные стартовые, Н-образные соединительные, а также наружные и внутренние уголки. Галтели крепятся к деревянному каркасу или обрешетке при помощи скоб (степлером), кляймерами или небольшими гвоздиками. Пластиковая вагонка нарезается кусками, меньшими за ширину свеса на 4-5 мм и вставляется в пазы галтелей. В зависимости от ширины свеса, вагонка дополнительно крепится к деревянному каркасу кляймерами или скобами в 1-4 местах. Так как ПВХ-вагонка не имеет перфорации, для вентиляции подкровельного пространства, через каждые 1,5 м подшивки, в ней устанавливаются пластиковые вентиляционные решетки. Средняя цена пластиковой вагонки небольшая – от 3,5 $ за 1 м2. Из недостатков можно выделить низкую прочность материала и склонность к выгоранию под воздействием УФ-лучей.

Подшивка карнизов крыши металлопрофилем (профнастилом)

Металлопрофиль или профнастил является довольно прочным материалом, так как представляет собой специально изогнутый (профилированный) стальной лист покрытый защитным слоем. Последний может быть в виде оцинковки или с дополнительным полимерным покрытием. Очень часто применяется профнастил с полимерным покрытием, так как он не только лучше выглядит и может быть практически любого цвета, но и более долговечен. Средняя стоимость за 1 м2 этого материала составляет от 7 $.

 

Преимуществом профнастила (металлопрофиля), кроме прочности является еще и то, что он укладывается большими плоскостями (до 1,2 м), он просто и легко монтируется, характеризуется небольшим весом. Однако работа с ним требует аккуратности, чтобы не повредить его защитный слой.

Профнастил для подшивки карниза крыши может иметь различную высоту гребней (от 8 до 20 мм) и толщину листа – 0,4-0,5 мм. Для подшивки свеса, кроме самого профнастила потребуется еще фасонные элементы: планки, профили, уголки. Монтаж полос профлиста выполняется в них с зазорами 0,5-1,0 см, учитывающими температурное расширение металла. Если для обеспечения надежной вентиляции кровли этих зазоров недостаточно, тогда для этого монтируются специальные вентиляционные решетки.

Подшивка карнизов крыши софитом

Софиты – по сути являются панелями из сайдинга, специально предназначенными для подшивки свесов крыши. От обычного сайдинга они отличаются большей толщиной и устойчивостью к ультрафиолетовому излучению. Они могут быть алюминиевыми или виниловыми, без перфорации, с полной или частичной перфорацией для обеспечения вентиляции.

 

Софиты намного прочнее пластиковой вагонки. Их применение не требует монтажа вентиляционных решеток – достаточно использовать панели с перфорацией. Они долговечны, не выгорают на солнце. Из недостатков можно выделить следующие:

  • панели софитов имеют меньшие размеры, чем листы профнастила;
  • относительно большая стоимость – в среднем от 9 $ за 1 м

Сделать монтаж софитов можно даже своими силами, особенно если необходимо подшить свес простой крыши. Благодаря своей жесткости и прочности для своего монтажа софиты не требуют специального каркаса. Исключение могут составлять сложные крыши с многоуровневыми или криволинейными элементами.

Для монтажа софитов применяют дополнительные элементы:

  • со стороны стены – П-образный  профиль, который монтируется непосредственно к стене или J-образный, который крепится к горизонтальной рейке;
  • со стороны торца стропил или ветровой доски  — L-образную ветровую планку, которая крепится так, чтобы ее паз был в одной плоскости с пазамии J- или П-образного профиля;
  • для соединения софитов на углах – Н-образный соединительный профиль, который крепится к несущей рейке. Угловые стыки могут быть диагональными или под прямым углом.

Панели софитов должны иметь длину на 5-6 мм меньше, чем расстояние между пазами, в которые они будут вставляться. В подобном случае их будет легче вставлять и таким образом будет предотвращена их деформация при температурном расширении. Элементы подшивки крепятся оцинкованными саморезами с пресс-шайбами. Между собой панели скрепляются при помощи замковых соединений.

Подшивка листовым металлом

Это еще один способ недорогой подшивки карнизов крыши. Для этого могут использоваться полосы листовой стали толщиной 0,5-0,8 мм – с полимерным покрытием или оцинкованные. Могут также применяться медные или алюминиевые листы, однако это достаточно дорогое удовольствие.

Полосы металла крепятся снизу к деревянному каркасу или обрешетке. Для вентиляции кровли в металле делается перфорация или монтируются вентиляционные решетки. Места обрезки стальных листов и их перфорации следует обработать антикоррозионным составом или специальной краской. Средняя стоимость стального листового металла – от 4 $

Видео по теме:

Читайте также:

Как сделать двухскатную крышу своими руками

Односкатная крыша своими руками

Четырехскатная вальмовая крыша своими руками

Двухскатная крыша своими руками: способы сооружения